Бессмертие материального объекта – суть рационалистских верований, включая гуманизм, и главный мотив развития биологии, химии, медицины и многих других естественных наук. Другое дело, что параллельно с научно-техническим прогрессом преобразовалась и гуманитарная сфера, дополненная трансгуманизмом. От искусственных органов человека, вроде сердца или почки, до переноса сознания – таков вектор глобального движения. А ведь нечто подобное Николай Федоров (русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, один из отцов-основателей «русского космизма») еще сто лет назад описал в своих футуристических эссе. Мифические примеры ожившего нематериального мы встречаем еще раньше – в образах древнеиудейского Голема или средневекового алхимического Гомункула. Но есть нюанс. Видный российский нейрофизиолог, профессор и доктор медицинских наук Наталья Бехтерева не раз говорила: «Мы про мозг знаем сегодня очень много, не понимаем одного – откуда берется сознание, что является его источником. Тем не менее, человечество продолжает массово двигаться по иному пути под лозунгами технического и гуманистического прогресса».
Новая вера безверия: пятивековая ловушка гуманизма и её жертвы — в новом выпуске авторской программы Анны Шафран«Стратегия национальной безопасности».
Гость – Сергей Перевезенцев, философ, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ.